И на старуху бывает проруха

За долгую мою рыболовную практику были рыбалки, о каких и не вспомнить, а были и такие, что остались в памяти на всю жизнь. И хотя из того случая, о котором хочется поведать, сам я вроде бы и не почерпнул ничего нового, рассказ о нем так и просится под перо.

щука на снегу

Работал я тогда лесорубом в Игомельском леспромхозе (Псковская область). Для поездок на рыбалку иногда давали крытую машину, а то и автобус. Так было и в тот раз.

К назначенному времени собрались в гараже. До Чудского озера от нас более ста километров по проселочной дороге, далеко не ровной. Потому и выехали в шесть утра.

Кто-то сидит дремлет. Кто-то играет в карты. Кто-то смолит папиросы. А кто-то врет, делая из щурят щук, а из недомерков-окушей — окуней-горбачей. И это еще по дороге туда! А вот обратно-о, когда после рыбалки заедем в город Гдов, где ребятки купят кой-чего для сугреву-у… Тогда хоть уши затыкай.

Ну, вот один из примеров, достойный, как мне кажется, всеобщего внимания. Только, помню, вошел в автобус, как ко мне подскакивает кто-то из наших.

— Николай, — обратился он ко мне, весь светясь от радости, — какая у тебя сегодня самая крупная рыба?

— Крупной у меня сегодня нету, — ответил я ему и, открыв ящик, показал три десятка своих окуней от ста до двухсот граммов.

— Ну-у-у!

И захохотал на весь автобус, радуясь своей удаче.

— У меня есть и покрупнее! Во!

Вытащил он из ящика окуня граммов на триста и показывает всем. Я, снисходительно улыбаясь, хвалю его, хотя хвалить-то, собственно, не за что. Но коль парень в восторге, коль радость его так и прет через край, как убегающее молоко, зачем ему сбивать настроение? Пусть его. Рыбалка уже тем хороша, что дарит человеку эмоции, кусочки счастья. И он будет нести в себе это счастье и эту радость всю следующую рабочую неделю, а может и дольше.

Вот только… У некоторых из нас окуни и щуки растут, что называется, не по дням, но по часам. Завернули мы во Гдов. И после стакана горячительного окунь того парня вырос вдвое. А когда сделали остановку в поселке Ляды, он стал уже весить чуть ли не килограмм! И это при нас, при людях, видевших окуня. А потом… А потом разнесся слух, что тот  парень поймал горбача аж на полтора кило!

Я, например, никогда не прибавляю ни вес, ни счет пойманной рыбы. И потому мне стыдно за иных ярых вралей. Но что тут поделаешь?! Вруны да хвастуны были, есть и, наверное, будут всегда.

Итак, едем. Нас два десятка человек, не боящихся ни длинных километров, ни тряской дороги. Вот, наконец, деревня Лаптовицы — цель нашего пути. Довольно-таки большая деревня. Но тут уже столько разномастных и разнокалиберных машин из Ленинграда, что, как говорится, камню некуда упасть.

В самом конце деревни находим все же местечко и мы. Вытянувшись в цепочку, идем в озеро, полные надежд. Без надежды на успех, на удачу не состоялся бы, считаю, ни охотник, ни рыболов, ни любой другой, кто хоть что-то делает, чем-то занимается, творит. И это не красивое словцо. Знай ты наперед, что из твой затеи ничего не выйдет, — может, и не стал бы покупать ружье или уду, не взялся бы ни за какое дело. Надежда придает нам сил. Недаром говорят, что она умирает последней.

А на дворе зима. На льду порядочно снега, идти довольно-таки трудно. Но, как говорится, где наша не пропадала. Идем.

Прошли первый залом, второй… Заломы — это торосы из сломанного ветром и волнами еще не очень крепкого льда.

Отошли от берега километра четыре и решили сделать перекур. На нашем рыболовном языке это — первая проба, то бишь первые лунки.

Первая лунка… Как-то я прочел в альманахе «Рыболов-спортсмен» стихотворение, где были такие строки:

Над первою лункой особенно ждешь,

Горячим азартом охвачен.

Но время идет — ни поклевки.

Ну что ж, не сразу приходит удача.

Фамилию автора не запомнил. А вот слова… Они у меня в памяти уже несколько десятков лет. И хотя слова эти очень даже просты, они раскрывают саму суть зимней рыбалки.

Разошлись. Лунки просверлили метрах в двадцати друг от друга. И сразу повезло: хоть и не часто, но пошли на блесну окуни от ста до четырехсот граммов.

Больше и не стали ходить. От добра, как говорят, добра не ищут. И только один из нас, то и дело сверля новые лунки, уходил все дальше и дальше в озеро. Но вот и он прикипел к одному месту, хотя и не видно, чтобы вскакивал с ящика и махал руками. Ведь тот, кто похитрее, кто не хочет, чтоб его тут же обсверлили да обрубили, вываживает рыбу потихонечку, по чуть-чуть… И не бросает ее рядом на снег, а прячет в ящик, лишь слегка привстав…

Я таких людей не осуждаю. Это, так сказать, старатели. Они сами ищут рыбу, а найдя — хотят быть с приличным, а то и с хорошим уловом, что вполне естественно и правомерно. По-моему, это все-таки низко — подглядывать, а потом «обрубать» нашедшего рыбу человека. И об этом вроде бы уже немало написано. Но воз и ныне там.

Вдруг рыболов сначала вскочил на ноги, потом упал на колени. До нас донесся его громкий, чуть ли не плачущий крик.

А вышло вот что. Мужик действительно, как говорится, попал на «бочку» с рыбой и стал таскать одного за другим увесистых окуней-горбачей. Вдруг на блесну село что-то неимоверно тяжелое. Это «что-то» сделало потяжку с полводы ко дну. Подтянул повыше — опять та же история. Наконец, ему удалось поднять рыбу считай что под самый лед. И тут он увидел большую щуку. На счастье, блесна зацепила куму с наружной стороны пасти. Но щука встала поперек лунки, и все попытки завести ее в отверстие окончились неудачей. Тогда рыболов запустил в лунку левую руку с целью схватить щуку за глаза, но второпях просчитался и указательный палец засунул щуке в пасть. А зубки там были острее шила и чуть ли не в шило длиной (при взвешивании щука потянула 5 кг).

Так мужик на пальце щуку на лед и вытащил. А она ворочается, жрет его палец, но рта не открывает. Тогда он положил ее брюхом на снег и большим пальцем правой руки надавил на ее нижнюю губу. Щука «ам» — и вторая рука тоже оказалась в капкане. Вот тогда-то он и заорал благим матом.

Первый из нас, кто подбежал к бедняге, саданул кумушку удильником по башке. Только тогда она раскрыла пасть.

Мужик вынул пальцы, а из них кровь так и прет. Бинта ни у кого нету. Пришлось нижнюю рубаху разорвать.

Случай поучительный. И вышел он не с новичком, но с опытным рыболовом. Как говорится, и на старуху бывает проруха.

Автор: Н.Илларионов

Этот рассказ Николая Федоровича Илларионова был опубликован в интернет-газете Daily Fishing в марте 2009 года. Воспроизводится по материалам редакционного архива.