В сентябре на Сенеже

Сезон летних отпусков подходил к концу. Отец, вместе с которым мы занимали в доме отдыха двухместный номер, превратив его в базу для наших рыболовных и охотничьих вылазок, улетал в командировку, а я, пользуясь нерешенностью вопроса о моей стажировке, решил остаться еще на пару дней и продолжить облавливать несколько расчищенных и прикормленных мест с «забронированной» нами лодки.

Несмотря на начало сентября, было тепло. Утро в день отлета выдалось сказочное: штиль, туман… На прикормке было много поклевок. После обеда я отвез отца в аэропорт и приехал из Шереметьева обратно на Сенеж в предвкушении продолжения клева, но тут поднялся ветер, полил дождь, и с короткой вечерней рыбалки я вернулся раздосадованный и промокший. Тем не менее, на следующий день после завтрака я вновь отправился на лодочную станцию, достал «наши» весла и вскоре уже был на боевом посту недалеко от пляжа.

Стояла моя любимая погода, которую я называю линевой: теплая, без ветра, с моросящим дождичком. Такие дождички особенно нравятся линям, но и другую рыбу они частенько побуждают брать весь день без перерыва. Случается, правда, что совсем никто не берет, но ведь нет правил без исключений. Я долго пытался перевести «линевую погоду» на язык метеорологов, чтобы узнавать о ней заблаговременно из прогнозов, но так и не продвинулся дальше того факта, что нередко она совпадает с теплой окклюзией.

Свежего батона у меня не было, однако из столовой я захватил несколько ломтей белого хлеба, из которых тоже можно было вырезать «корки». На кусочек хлебной корки я ловил с «вылезающим» поплавком; это самодельное чудо имеет двадцатипятисантиметровую антенну, которая в рабочем положении вся находится под водой, так что над поверхностью остается только красный шарик. Стоит рыбе втянуть в рот корку и приподнять лежащую на дне картечину, как антенна вылезает из воды, и тут уж следует подсекать не мешкая. Работало это в те годы на Сенеже здорово, и я хорошо помню, как довольно продолжительные периоды без единой пустой поклевки наводили нас на мысли о чудесах.

поплавок с 25-сантиметровой антенной
«Вылезающий» поплавок с 25-сантиметровой антенной

Поскольку кроме линей, которые наряду с утками были главным объектом нашей тогдашней летне-осенней кампании, попадались и довольно крупные карпы, а рыбачили мы среди травы, предварительно расчищая граблями небольшие площадки, леска на этой удочке была довольно толстой, хотя и мягкой, и катушка использовалась соответствующая. Для ловли же леща в чистых местах применялись более легкие удочки с «дрифтбитерами», и там стояли маленькие, тысячного размера катушки с тонкой леской. А так как базировались мы в доме отдыха и входить и выходить приходилось вместе с отдыхающими, то удилища использовали компактные телескопические.

на старом сенеже

В этот день я устроился не посреди травы, а рядом с нею, на нашем так называемом лещовом месте, пустил в ход «вылезающий» поплавок и поймал на «корку» трех лещей, пока не подошла мелочь и не начались пустые поклевки. Переход на легкую снасть с «дрифтбитером» принес мне нескольких подлещиков, которые лучше всего брали на червя. Поплавок всплывал и даже ложился на воду, но подсекать следовало лишь после того, как он начинал ехать в сторону. Наблюдать за выкрутасами поплавка было довольно интересно, но после молниеносных подсечек на «корку» такая ловля казалась ужасно медленной! Кроме того, у меня кончились червяки.

Ближе к обеду я высадился на берег и в поисках дождевых червей перевернул все, что только смог. Под каким-то куском рубероида оказалась мышь с прицепившимся к ней потомством; в первый момент это движущееся многохвостое нечто заставило меня вздрогнуть, напомнив японские сказки про оборотней. Но червей я все-таки добыл.

После обеда опять сидел на леща и поймал восемь штук мелких, которых взял с собой, чтобы потом завезти дяде, жившему неподалеку; он как раз увлекся вялением.

подлещики
Мелочь я взял с собой, чтобы отвезти дяде.

А ближе к вечеру мне захотелось проверить недавно расчищенное местечко ближе к устью Мазихи. Все еще стояла «линевая» погода. Потихоньку подъехал, опустил якоря и сдуру забросил лещовку с пучком червей на крючке. Почти сразу поплавок начал медленно выписывать окружность. Это круговое движение длилось, как мне показалось, целую вечность, но потом «дрифтбитер» мгновенно исчез под водой. После подсечки удилище успело согнуться, но на этом все и кончилось. Сам виноват. В траве лещовка против крупного карпа бессильна.

После этого место, как говорится, умерло. Ну почему, почему я не посвятил целиком такой редкий день охоте на карпа и линя, а с утра до вечера пробавлялся «плоскими», которых по старой австрийской традиции ценю очень низко? Почему, когда выбрался, наконец, в «серьезное» место, не забросил туда «серьезную» удочку? А ведь я был в то время уже достаточно опытным и рассудительным рыболовом.

За ночь погода изменилась, и на воде стало неуютно. Просидев целый день на прикормке (с перерывами на завтрак и обед в столовой), я не поймал ничего — плотва на пучок опарыша и подлещик на червя не в счет. А когда и следующее утро прошло впустую, я разозлился, вернулся в номер, наладил легкую спиннинговую снасть с коротеньким, тоненьким удилищем и небольшой безынерционной катушкой и поплыл куда глаза глядят. На маленькую вращающуюся блесну Veltic №2 попадались неплохие окуни, которых я забирал с собой, и зубастые «карандаши», которых я отпускал. Местами окунь гонял мелочь на поверхности. За несколько часов я объехал почти весь Старый Сенеж, забыв про обед, и уже недалеко от причала дома отдыха мою блесенку схватила щука.

Вода прозрачная, день солнечный, под лодкой видны заросли «травы». Щука, не будь дура, залезла в эту траву и выходить не собирается. А лодка крутится, и управлять ею, держа в одной руке спиннинг, у меня получается плохо. Делать нечего, начинаю ритмично поддергивать удилище, не ослабляя при этом натяга. Крючок, видимо, зацепился как следует, и щука все еще сидит на нем; чувствуется, как она шевелится в траве, потом делает рывок, выходит из зарослей, остатки травы слетают с лески, и вскоре я поднимаю зубастую на борт. В ней чуть меньше двух килограммов, но с моей легчайшей снастью и такую победить в траве не так просто.

старый сенеж осенью
На пирсе

Вечером я позвонил в Москву и узнал, что пора идти представляться начальству. Пришлось собираться, «сдавать» лодку и номер и подводить итоги нашей эпопеи. По карпам и линям в этом году вышел провал, лещей же половили неплохо, да и уток с куликами настреляли достаточно. Ну и слава Богу.

В сентябре и октябре я еще много раз приезжал на Старый Сенеж из Москвы, однако ловил исключительно спиннингом с надувной лодки. Окуни и щуки клевали исправно, на озере было безлюдно и спокойно, но в голове уже сами собой выстраивались планы на следующий линево-карповый сезон.