Два дня в ноябре

Для правильного восприятия этого текста надо иметь в виду, что он, во-первых, является расшифровкой записи на магнитную ленту, надиктованной сходу, без пауз, и потому несколько нескладной, а во-вторых, предназначался отнюдь не для публикации, а исключительно для «внутреннего пользования». Дело было давно. В одной из временных  командировок все свободное время отец проводил на рыбалке и частенько ловил не особенно серьезно, импровизируя, просто чтобы отвлечься и отдохнуть от работы. Ну, пусть тут будет и эта запись. Слово Юрию Петровичу Баличеву.
Д.Б.

Итак, рыболовные дела за 19–20 ноября 19.. года, субботу и воскресенье. В пятницу договорился с Михал Петровичем поехать в Э. Подъехал к нему на своей машине, пересел в его мерседес, и где-то уже минут через сорок мы были в Э., у въезда в рыболовные угодья. По дороге, правда, заскочили к Францу, но у него пробыли каких-то пять минут; я взял карабинчиков — думал, что потребуются мне для блеснения.

Слева от калитки, как всегда, Миша пытается поймать щуку на блесну, на мели. Но в этот раз был лед, блесна застряла у него во льду, и пришлось бросать всякие чурки, коряги, чтобы разбить лед и выручить блесну. Ну, это удалось нам. А вдали, где наклонное дерево большое, в коряжнике, — там уже была видна чистая вода. Видимо, там был ветер, и не замерз водоем. Пошли туда, блеснили, блеснили… Ну что, не больше десяти минут… Никакого Biß’a. И вернулись, поехали к Дубам.

Мишу опять потянуло на водоем к Мосткам. Посмотрели — там лед, поехали дальше. Поскольку осенью очень хорошо щука брала «на Колхозе», как мы называем этот водоем через дамбу от Мостков, несмотря на мои уверения, что там воды почти нет и ничего не поймаем, решили все-таки туда сходить, по его настоянию. Но когда подошли, увидели, насколько там вода упала (она просачивается к Мосткам) — там сантиметров от силы 35 было в самом глубоком месте. Тем не менее, несколько раз забросили, безуспешно, после чего вернулись и только тогда уже окончательно направились, по моему настоянию, к Дубу.

Там сейчас приходится преодолевать всю поляну пешком, поскольку поставили шлагбаум. Машину оставляем сразу после въезда, на повороте.

перед рыбалкой

Пришли. Я стал готовить снасти для живцов, а он, поскольку он не связан ничем этим (у него спиннинг и блесна), пошел налево, туда дальше, где когда-то в пробоине, в щели, пробитой во льду корягой, попался белый карась, Giebel, на килограмм. И только я стал насаживать живца, как слышу, кричит Миша:

— Подсак, давай, скорее!

Ну что ж, пришлось мой большой новый подсак на ходу развернуть. Подошел, и в это время как раз он подтянул щуку к берегу и она вывернулась. Тут ясно было, что без подсака не обойдешься. Это была та щука, которая у меня ранее откусывала блесну и за которой я специально однажды поехал к Дубам. Забросил трех живцов в то место, но без успеха. Видимо, плохая погода, а может быть, она уже до этого плотвичку проглотила и не было аппетита. Одним словом, все мои попытки до этого не увенчались успехом, и повезло вот ему, Мише, хотя я-то имел тайную мысль своих живцов забросить снова туда. Конечно, я не стал направлять его по ложному следу, то есть вправо, хотя там тоже, как потом станет известно, был у него вариант поймать немаленькую щучку.

Подсаком я воспользовался довольно умело, не так, как мои коллеги, которые мне помогают вытаскивать щук иногда… Это была, конечно, громадина; как оказалось после взвешивания (когда он приехал домой, взвесил ее и потом по телефону сказал мне), щука была 5,5 кг весом и 92 см длиной.

спиннингист со щукой

Поскольку Мише нужно было в три часа быть уже на встрече с бургомистром района, за проведение которой он отвечал, он выехал в час, а я здесь увидел Сашу П., моего коллегу по рыбалке, и подумал, что уеду с ним на его машине. Подошел к нему:

— Как вы? Не собираетесь?

— Да нет, до вечера.

И я тогда остался с ними, хотя, честно говоря, потом жалел, поскольку ничего после отъезда Миши не поймал. Но до его отъезда все-таки поймал три щуки: две по кило двести пятьдесят и одну граммов на девятьсот. Таковы были мои рыболовные успехи. И в то же время — горечь, что «моя» щука выловлена не мною, а я все-таки имел шанс ее поймать, и если бы я забросил туда живцов, то, наверное, поймал бы… Конечно, хорошо, что выловлена она была нашим, тем более моим приятелем. Потом уже я подумал, что, видимо, она не только у меня оторвала, поскольку пришли туда целенаправленно два австрийца, выставили сразу батарею поплавочных удочек с живцами, но ничего не поймали, а я вот все-таки поймал трех, рядом с ними.

Потом я перешел к Саше; там Саша поймал штук шесть щучек, которые у него все поместились в такой маленький металлический садочек — по весу были меньше, наверное, чем мои три…

Вернулись мы домой, а на следующий день я поехал с нашим комендантом Виктором. Честно говоря, в субботу устал, ветер был, холодно, подзамерз, и когда приехал, подумал, что, может быть, немножко надо отдохнуть, в воскресенье не ехать. Но жалко было, поскольку комендант — заядлый рыбак, и хотя у него снасти не приведены в порядок, как-то ему везет, тем более что на щуку мудреной снасти не надо: нацепил живца, и возьмет, другое дело, вытащишь или не вытащишь. Позвонил ему:

— Ты, на всякий случай, собирайся. Если буду нормально себя чувствовать, то поедем.

Утром встал — все нормально, позвонил ему, а он уже переживает, наверное думает — не поеду я. И не совсем был готов. Где-то полчаса я ему дал на сборы, и мы в районе девяти выехали. Приехали, конечно, сразу к Дубам, без всяких разговоров. Поднялся ветер, потеплело, сломало лед, и стало больше чистой воды. Живцов, захваченных домой в субботу, я продержал в ванной, в восемнадцатилитровом ведре из-под какой-то краски. Забросили живцов, и стал я ловить мелочь удочкой. Шла мелкая-мелкая плотвичка, граммов по тридцать. На живца, вроде, она и годилась, хотя мне хотелось поймать покрупнее живца в расчете на большую щуку.

Поймал я щучку граммов на восемьсот-девятьсот, он поймал одну еще мельче. Потом вышло солнышко, я сделал снимок на кодаковские слайды…

А Виктор поставил одного живца от меня справа. Смотрю: еще дальше там сыграла мелочь, даже одна уклейка выскочила из воды. Ну, явно щука. И, недолго думая, взял я удочку с живцом, которая была около меня, и переставил туда. Поставил — и опять маленькую удочку в руки, забрасываю, плотвичка берет… А сам то и дело туда поглядываю. И в тот момент, когда я взглянул на тот свой поплавок, снова мелочь разбежалась, поплавок исчез и больше не появился.

Не бегом, но быстрым шагом я подошел: леска разматывается. Ну, думаю, поскольку такой был сильный Biß, наверное, щука крупная. А у меня надежды вытащить крупную именно этой удочкой, совсем не для щуки предназначенной, было мало, поскольку леска там стояла 0,25 марки Leska, ГДРовская, вместо поводка — эта же леска, скрученная вдвое, и тройничок. Поплавок на линя, классический, две дробинки… И вот вся снасть.

Когда подсек и потащил, почувствовал: что-то есть такое приличное, не меньше двух килограммов. Долго не давала она себя поднять на поверхность. Отпустил я тормоз — трещит, привлекая внимание справа сидящих австрийцев. Позвал Виктора с моим подсаком, он подошел, и в это время я ее немножко подтянул. И вот когда она тоже вывернулась…

— Ну, тут уже что-то есть!

Хотя, конечно, не такая, как у Миши,  но все-таки…

Только я ее поближе подтащил, как она опять ударила и пошла. Я еще послабее тормоз сделал, потому что та щука, которую Миша поймал, оторвала у меня в результате того, что тормоз хоть и не был затянут, но, когда щука резко крутанула и получилась большая скорость, шпуля не смогла сразу преодолеть инерцию. Поэтому теперь я и не торопился.

Когда щука ослабела, Виктор стал подсаком ее поднимать; она у него вывернулась (не умеют, как я уже говорил, работать подсаком!). Только со второго захода оказалась эта щука в подсаке. Было приятно, что я все-таки был вознагражден за то, что в субботу не поймал и «моя» щука попала другому рыболову.

рыболов со щукой

Кроме этой щуки поймал я еще одну на килограмм, а одну чуть поменьше. Килограммовую отдал Виктору, чтобы как-то компенсировать его разочарование; потом уже он высказывал Саше П., что поплавок-то рядом стоял и щука сыграла рядом с его поплавком, но вот Ю.П. пошел и забросил свою удочку… Одним словом, сам он поймал одну, а я ему еще одну дал. Ну, и мелочишки поймали немного, на живцов. Эти живцы сейчас дома и ждут своего часа, поскольку появилась надежда, что в следующее воскресенье удастся половить со льда, хотя все может еще измениться…

В городе я еще заехал на Ш., отвез пару щучек, одну субботнюю и одну сегодняшнюю, бывшему моему коллеге по работе, и около семи вечера уже окончательно вернулся домой.