В первой половине 1950-х годов, после прекращения лова лососевых, сельди и палтуса в северо-восточной части Тихого океана (согласно положениям конвенции, заключенной с США и Канадой), японские рыбаки значительно увеличили активность в водах, прилегающих к побережью Камчатки и Курильских островов, в результате чего промысловая нагрузка на лососевых здесь существенно увеличилась. Такая ситуация Советский Союз не устраивала. На переговорах, проходивших в Москве с 29 апреля по 14 мая 1956 года, была подписана Конвенция о рыболовстве в открытом море в северо-западной части Тихого океана, в которой подчеркивалась общая заинтересованность СССР и Японии в развитии рыболовства в данном районе на рациональной основе, вводились некоторые ограничения и устанавливалась взаимная ответственность за состояние запасов рыбы и других морских животных, а также определялся порядок наблюдения за выполнением положений конвенции, задержания и ареста судов-нарушителей.
Конвенция была компромиссной и не решала всех проблем, однако же за ее соблюдением следили и японцев то и дело задерживали, даже на торпедных катерах за ними гонялись. В числе задержанных в 1959 году судов была и японская шхуна «Читосэ-мару», которая запечатлена на приведенной ниже фотографии.
Надо сказать, что, как это нередко бывает, в то время наряду с крупными браконьерами (а то и вместо них) попадались и такие, которых, по-хорошему, и задерживать-то не стоило бы. По словам Юрия Баличева, бывали даже отдельные случаи ошибочных задержаний, когда кто-то просто не смог разобраться в судовой документации из-за плохого знания японского языка. Большую роль, как и везде в жизни, играл человеческий фактор. Когда задержанные японцы сидели и сидели на своей шхуне голодные, ожидая, пока с ними, наконец, разберутся, официально помочь им продуктами, неукоснительно следуя параграфам, было неимоверно сложно. Но оставить ребят голодать было бы совсем не по-русски, поэтому советский инспектор не поленился «организовать» японцам мешок риса и попросить наших рыбаков, проходивших мимо, отсыпать «коллегам» чуток сельди. А товарищи из соответствующих органов просто закрывали на такие вещи глаза.
Сегодня вопрос сохранения популяций наших дальневосточных лососевых стал серьезен, как никогда ранее, и на этот раз дело не только и не столько в японцах. Нынешние браконьеры в некотором смысле куда опаснее браконьеров пятидесятых годов.
Фото Ю.Баличева и ЦСДФ (1)