Сиг, хоть крупный, хоть не очень, всегда высоко ценится на зимней рыбалке. Те, кто регулярно за ним охотятся, разработали для него особые приманки и соответствующую тактику. Чаще всего я отправлялся на Чагытай — большое круглое озеро площадью 28 кв.км, раскинувшееся у северного подножия Восточного Танну-Ола. От Кызыла — менее 100 км. Сюда главным образом ездили удить сига — пелядь, когда-то специально запущенную в озеро и сильно размножившуюся. И хотя баснословные уловы ее, когда за пару дней налавливали одной удочкой по целому багажнику, тогда уже ушли в прошлое, поймать за день пяток килограммов этой деликатесной рыбы было вполне возможно.
Одно время на западном берегу Чагытая была база рыболовного общества, где можно было за небольшую плату (рубль пятьдесят) приобрести дневную путевку и рыбачить, где захочется, за исключением восточной трети озера, которая была отведена промысловой рыболовной артели. Там можно было ловить лишь с разрешения руководства артели.
Свои особенности
Рыбалка на Чагытае имела свои особенности. Во-первых, глубина в озере колеблется от полутора до сорока метров и распределена неравномерно, так как озеро тектонического происхождения. У северного берега, близ скальных откосов, есть глубины по 8–12 м, а у южного и западного далеко в озеро уходят отмели. Есть каменистые отмели и в полутора-двух километрах от берега. Их хорошо знают местные рыболовы. У этих отмелей и скапливаются в основном стаи разновозрастного сига.
Мы с приятелями рыбачили главным образом в средней части Чагытая, примерно в километре от южного его берега. Здесь расположена одна из каменистых отмелей. Ловится пелядь чаще всего на глубине от 3 до 6 м. Правда, ловили мы и на глубине 12–15 м, но это не так удобно. Во-первых, ветер, который обычно дует с запада на восток вдоль озера, путает длинную тонкую леску. Во-вторых, пока мормышка с наживкой опустится на такую глубину, ее успеют обчистить мелкие пелядки.
А наживкой для этой в общем-то не мелкой рыбы служат личинки репейной моли. Точнее сказать, не репейной, а чертополоховой, так как добывают их из головок чертополоха колючего («татарника»). Личинка укрывается между слипшимися (точнее, склеенными) семенами в головках растения.
Личинок — маленьких, коротких белых жирных червячков с бурыми головками — насаживают на крючок мормышки по две, реже по три штуки. Но они очень нежные, и рыба их легко сбивает. Тем более, что наживлять их приходится на довольно крупные (пятимиллиметровые) кованые крючки: слабые мелкие крючки пелядь нередко разгибает, особенно крупная.
Впрочем, можно ловить и на личинку моли из стеблей чернобыльника.
Специальные мормышки
Мормышки на сига приходится делать особые (см.рис.). Габариты у них такие: длина 8–10 мм, ширина 5–7 мм, толщина 5–6 мм. Как видно из рисунка, наибольшая толщина мормышки — в ее верхней части. Обычно мормышку делают из двух пластинок, медной и мельхиоровой, в которых шариком из подшипника от велосипеда выбивают углубления. Углубления эти заливают свинцом, затем вкладывают крючок, так чтобы колечко его немного выступало из мормышки, и обе половинки мормышки спаивают.
Можно комбинировать латунную и медную пластинки. Можно брать и более мелкие шарики.
Игра мормышки своеобразна: ее опускают до дна, затем резко поддергивают и поднимают на 15–20 см. Сторожок применяют пружинный, чтобы после поддергивания он некоторое время колебался. Прекратит колебаться сторожок — еще одно или два резких поддергивания. И подъем мормышки на 30–50 см.
В зависимости от глубины, таких поддергиваний с одновременным подъемом мормышки может быть и пять, и десять. Порой пелядь берет прямо подо льдом, а порой только у дна.
Кивок при поклевке или резко сгибается, или выпрямляется. Подсекать следует немедленно. Длинный кивок и мягкий шестик смягчают даже резкую подсечку.
На мормышки другого типа пелядь клюет куда реже. Приезжие рыболовы экспериментировали с мормышками обычной формы, наживленными мотылем и червем. Результаты были очень неважные. То же относится и к блеснам.
Некоторые рыболовы привязывают на леску в 10–15 см выше основной мормышки подвесной крючок или дополнительную мелкую мормышку. Число поклевок при этом возрастает, но и число сходов тоже. Да и кивок при этом работает хуже.
Все мормышки двухцветные, из красной меди и латуни или мельхиора. У №№1, 2 и 4 углубления в пластинках выбиваются шариком из подшипника от велосипеда. Только в «Клопике» (№3) углубление выбивается помельче, но зато более крупным шариком. Крючки везде 5-миллиметровые, кованые, остро отточенные. Впаиваются они так, чтобы ушки были снаружи. Мормышки привязывают за эти ушки, и они висят, как блесенки.
Крупные экземпляры
Однажды мне удалось попасть на клев исключительно крупной пеляди, когда каждая хватка заканчивалась почти мгновенным обрывом прочной японской лески 0,12 мм, легко выдерживавшей ранее рывки рыбы до полутора килограммов. Но чаще всего попадалась пелядь от 250 до 500–600 г.
Толщина льда к середине зимы и к началу весны на озере составляет примерно 70–90 см. Ширина отверстия во льду должна быть не менее 120–150 мм, чтобы прошла пелядь на полтора-два килограмма. Необходим острый багорик на длинной рукоятке, так как крупная пелядь в лунку идет неохотно, даже если присыпать лунку снегом.
Факты
- Ранняя весна в Туве — время контрастов, особенно у водораздела Танну-Ола. На северных склонах хребтов еще лежит многометровый слой снега, в центре ледяная стужа, от которой лопаются скалы, а на южных склонах в долинах уже розовеет расцветший багульник (даурский рододендрон), звенят ручейки, пахнет «гусиным луком».
- Реки и речки еще дремлют под двух-трехметровым льдом, наросшим из-за наледей и лишь кое-где пронизанным каньонами размывов, в которых клокочет студеная вода. Рыбалка в таких каньонах возможна лишь ранним утром, пока воды в них совсем мало. Рыба ловится, но спускаться в каньоны рискованно из-за возможной внезапной прибыли воды, а ловить сверху тоже опасно: можно оборваться с глыбой подтаявшего льда, да и поднять крупную рыбу наверх нельзя.
- Большинство рыболовов занято в эту пору озерной ловлей сига, хариуса и язя.
- Удочка на пелядь оснащается прочной леской 0,12–0,15 мм: порой попадается пелядь до 3 кг. Промысловики вынимали из сетей, по их словам, и экземпляры по 5–6 кг.
- Учитывая вес мормышки, кивок должен быть около 100 мм длиной. Под тяжестью мормышки он прогибается примерно на 30 градусов. При поклевке он может как распрямляться, так и сгибаться.
- Подрагивание кивка означает, что мормышка попала в стайку мелкой пелядки, объедающей наживку. Тогда лучше сменить место.
- У пеляди очень нежное и жирное мясо. При жарке она часто прямо расплывается на сковородке. Поэтому перед жаркой ее следует подсолить или на короткое время опустить в соляной раствор. Конечно, очень вкусна и пелядь вяленая, соленая, копченая…
Автор: В.Назаров
Фото А.Васильева
Эта статья Вадима Назарова была опубликована в «Российском рыболовном журнале» номер 6/2003. Воспроизводится по материалам редакционного архива.