Как человек становится настоящим рыболовом? Кто как. Хорошо, когда отец рыболов, неплохо, когда кто-то другой из родственников. Бывает, что вовлекают в рыбалку друзья. Иногда и этого нет. Мне повезло: и отец и дед (отец моего отца) были заядлыми охотниками и рыболовами. Если ты с пеленок регулярно бываешь на рыбалке, сначала наблюдателем, а потом и участником этого увлекательного занятия, то ничего нет проще, чем поймать трех лет от роду своего первого судака спиннингом, тем более когда катушка закрытая безынерционная («автоматическая»).
Передается ли склонность к охоте, будь то охота ружейная или ужение, по наследству? Думаю, что в какой-то степени передается, так что в идеальном случае «кровь» и «воспитание» действуют совместно, отнюдь не гарантируя, однако, желаемого результата. С другой стороны, для мужчины охота является самым естественным занятием, и если стремлению к ней ничто не препятствует, то это стремление само должно, по идее, привести мужчину к ружью или к удочке.
На деле все происходит незаметно, само собой, как в хорошо отлаженном механизме, на который никто не обращает внимания, пока механизм работает. Это уже с годами начинаешь задумываться, как и почему. А когда ты, школьник третьего класса, таскаешь на мормышку окуней, в то время как папа занят крупной рыбой, а мама читает книжку на берегу, такие мысли в голову почему-то не приходят. Солнышко светит, ветерок шелестит осенней листвой, рыба клюет, на берегу кроме вас ни души — сказка!
И хорошо осваивать рыбалку с азов, von der Pike auf, как говорят немцы. Конечно, сегодня при том колоссальном объеме информации, который имеется в интернете (включая бесчисленные видеоролики), стало проще приходить на все готовое, не додумываясь ни до чего самостоятельно. Но тогда не выработаются навыки самостоятельной работы, и очень скоро станет просто скучно. Неудивительно, что многие как приходят в рыбалку со стороны, так вскоре из нее и уходят.
К сожалению, у некоторых не знакомых с настоящей рыбалкой людей сложились о ней представления, не имеющие ничего общего с действительностью. Вилли Токарев пел когда-то: «А тут с друзьями на рыбалке так нажрались, что побросали наши удочки в кусты…» Ну так это не рыбалка, это пьянка. И где ее, пьянку, только не встретишь! Есть другая крайность: рыболовные соревнования, продвижение снастей, создание себе «имени»… Ну так и это не рыбалка, это коммерция, ярмарка тщеславия. Еще есть добытчики, «мясники», браконьеры… Но ни пьянка, ни коммерция, ни тщеславие, ни алчность не вытекают из рыбалки, рыбалка иногда лишь служит фоном для них, причем фоном отнюдь не типичным. И вообще, все эти «нажраться», «бухнуть», «нафигачить» плохо сочетаются с правильной рыбалкой. Почему?
В «Рыболовном журнале» №5/2007 я посвятил этому вопросу «Слово редактора»; 2007-й был объявлен с самой высокой трибуны годом русского языка (воз-то, правда, и ныне там…), и грех было не высказаться. Получилось где-то даже и пафосно, местами декларативно… Сейчас бы я написал иначе. Да что там говорить, сейчас бы я многое написал иначе из того, что опубликовано в прошлом. Кое-что из своего как прочитаешь, так сразу и покраснеешь со стыда. Но дело не в этом. Суть там была показана верно: слово лежит в основе всей нашей жизни. Нет правильных слов — нет и соответствующих им мыслей, а без мыслей можно действовать разве что на уровне рефлексов (рыбу, кстати, можно «на автомате» и подсечь, и вытащить; это могут знать те, кому случалось «перебрать» на рыбалке). Без языка нет и народа, деградирует язык — деградирует народ, а вместе с народом и рыбалка. Вообще, с языком все обстоит точно так же, как с индивидом, только масштабы другие. Важны и корни, важно и то, куда его направляют, как оберегают от разрушительных воздействий.
Стараясь говорить на чистом языке, говорить грамотно, точно и красиво, я не только помогаю себе, я помогаю и другим, ибо откуда сможет взяться чистый язык, если кругом будет один мат и жаргон? Бывает, конечно, что, вроде, и стараешься, а толку никакого; даже пустячный обзор удилища написать — и то не всегда удается. Как редактор могу сказать, что иной рыболов, особенно из молодежи, не может связно изложить свои мысли ни письменно, ни даже устно. Русский не нравится? Давай по-английски, переведем! Да где там, какой английский… Но когда есть стремление, это уже кое-что.
А передается ли такое стремление по наследству? Не знаю. Может быть, тут дело обстоит так же, как и с рыбалкой: что-то передается, что-то воспитывается… У нас в семье (в широком смысле, не ограничиваясь папой, мамой, дедушками и бабушками) речь всегда была в целом чистой; встречались, пожалуй, какие-то отклонения от литературных норм стилистики, неправильные (или скорее даже диалектические) ударения, внутрисемейные неологизмы, но не было жаргона и противных словечек с уменьшительными суффиксами, и когда я пару раз что-то такое притаскивал из школы, мне было весьма стыдно. На мой взгляд, не так страшно матернуться в действительно чрезвычайной ситуации, как регулярно использовать всякую жаргонную, гламурную, блатную и прочую дрянь. Много хорошего (и совсем не только в том, что касается правильной речи) можно было перенять у моего деда по отцовской линии — Петра Васильевича Баличева, учителя, всегда пользовавшегося уважением учеников и коллег.
Учителем был и мой прадед, Василий Дмитриевич Баличев, от которого кроме фотографии и двух царских серебряных медалей («За усердие» и «В память двадцатипятилетия со времени восстановления … церковной школы») осталось и то нематериальное, что было передано мне через деда и отца.
Всякая правильная охота (в том числе и ужение рыбы) — удивительная штука. Тут азарт сочетается с покоем, тут воспитывается выдержка, решительность, ответственность, тут вырабатывается смекалка, способность молниеносно реагировать на изменение ситуации. Охота — и действенное лекарство от всяческих хворей и пагубных страстей, и мощное средство их профилактики. Охота может стать своего рода волшебной палочкой, но для этого надо и подходить к ней соответствующим образом. А вы говорите — «Ща нафигачим!» Ну-ну…
Автор: Д.Баличев
Фото из архива автора