Классика ловли со стиком — это, несомненно, плотва, голавль и елец. Все эти рыбы под Москвой присутствуют, да вот только чаще всего не в тех местах, где имеет смысл устраиваться со стиками. Английские речки, как и английские каналы, для ужения в которых создавались все эти стики и кэнелы, не чета нашим речкам и каналам, да и вообще рыбалка на Острове весьма специфическая. Зато неожиданно «стиково» проявил себя в Подмосковье наш серебряный карась.
Весной рыба, как известно, идет в речки. Идет туда и карась, если у него есть желание и возможность. В зависимости от места и от погоды, это бывает в конце апреля — мае. Обычно карась попадает в речку из пруда или, например, из системы карьеров, так или иначе соединенных с речкой. Отыскав подходящее место, довольно глубокое и с ровным, не слишком сильным течением, можно устроить потрясающую рыбалку в английском стиле совсем уж неанглийской рыбы (у англичан для серебряного карася даже названия толкового не имеется).
И дураку понятно: прежде чем отправляться куда-то на рыбалку, следует изучить действующие там правила. И если на каких-то водоемах Подмосковья весной действует нерестовый запрет, то мои рассуждения о ловле карася со стиком никоим образом не являются призывом его нарушать и ни при каких обстоятельствах не могут быть расценены как такой призыв. В этой связи вспоминается первое полное (ну, не совсем, но почти полное, за изъятием «не принятых в нашем обществе выражений») издание сабанеевских «Рыб России» в СССР (1982 год), где чуть ли не через страницу встречались вот такие сноски:
Сто лет назад Леонид Павлович что-то там такое описал, а теперь надо объяснять, что нынче все не так. А в другой книжке делать пометку, что Аляска-то уже почему-то не наша, а американская, и туда нужно визу получать? Пока мы опять до такого не докатились, я не буду на каждом шагу оговариваться, что какое-то действие, мною описываемое, где-то кем-то запрещено (в Нигерии, в штате Техас, в горах Афганистана, в Люксембурге или в РФ). Там и тогда, где и когда я ловил, это было разрешено. И довольно об этом, как говаривал один старинный автор. А чтобы уж покончить с этим нелирическим отступлением, в очередной раз скажу, как я представляю себе правильную организацию любительского рыболовства на естественных водоемах (не на платных прудах-аквариумах). На каждом водоеме (или его участке, если водоем велик) действуют некие базовые правила, соответствующие особенностям этого водоема. По ходу дела в них вносятся временные уточнения и поправки, учитывающие погоду (от которой зависят сроки нереста) и другие обстоятельства (чрезмерное размножение одного вида или явный перелов другого и т.п.). Но в принципе ловить там можно круглый год, чтобы не получалось, что из сезона открытой воды, который и без того невелик, для полноценной рыбалки остается жалкий огрызок. Рыболов может подъехать на автомобиле к берегу и там припарковаться, чтобы не бросать машину хрен знает где, с риском ее лишиться, и не тащить на себе все барахло. На дороге, туда ведущей, стоит знак «Движение запрещено», а под ним табличка «Кроме транспортных средств охотников и рыболовов с лицензией».
А теперь к делу. Почему именно матчевая удочка? Потому, что она дает возможность уверенно работать в стесненных условиях на заросших берегах малых рек, где «махать махалкой» неудобно или вообще невозможно. Что же до сверхкороткого штекера, то к штекерам у меня как-то не лежит душа. Пробовал несколько раз, не понравилось, и вернулся к древней классике.
Главное преимущество стика перед другими «матчевыми» поплавками заключается, разумеется, в том, что в подходящих для него условиях он здорово помогает организовать натуральное преподнесение насадки рыбе. Стик создан для придерживания оснастки на течении, отсюда его тяжелый, неплавучий киль. Мелкие дробинки, распределенные по рабочему отрезку лески, создают минимум препятствий игре приманки.
Вот уже много лет мое основное стиковое удилище — сборная солянка из разных моделей Team Daiwa-S Match Mk.III, длиной 13′, с гибкой цельной («стиковой») вершинкой, позволяющей использовать тонкие лески и мелкие крючки. Если стремиться к совершенству в снастях, то следует, видимо, иметь в арсенале специальные стиковые модели Daiwa Connoisseur-Z Tom Pickering (давно не выпускается) и Tri-Cast John Allerton, лучше которых вряд ли что производилось серийно (вообще, золотой век стиковых удилищ давно миновал). Но я не так уж часто гоняю стики, чтобы тратить столько денег на стиковые удилища, пусть и высшего класса; моя речная рыбалка куда чаще принимает вид дальней проводки, long trotting!
Катушки на моей «Дайве» бывают разные. Одно время я довольно часто пускал в ход полузакрытую безынерционную модель Daiwa 120M, которую японцы когда-то по настоянию англичан скопировали с ABU 500-й серии. Жива она у меня и сейчас.
Чем такие катушки долгие годы привлекали английских проводочников? Удобством контроля за сходом лески со шпули, возможностью немедленно затормозить леску и сделать подсечку и невосприимчивостью к ветру. У открытой безынерционной катушки, в принципе, леску можно прижимать к краю шпули, но это не так удобно. А встречный ветер там может способствовать запутыванию лески и вызывать пресловутый «пучкосброс».
При поклевке указательный палец, контролирующий леску, здесь просто немного сгибается — леска жестко фиксируется между шпулей и колпаком.
Остается начать вращать ручку. Никакой дужки лесоукладывателя, которую надо закрывать, тут нет. Тормоз же устроен таким образом, что при отдаче лески ручка вращается назад, так что рыболов может, с одной стороны, усиливать торможение давлением на рукоятку, а с другой — немедленно переходить к подматыванию.
Бросает такой аппарат так себе, тяги особой не имеет, скорость у него маленькая, но для стиковой ловли ни дальний заброс, ни лебедочная тяга, ни высокая скорость вовсе не требуются. С другой стороны, в такой ситуации весьма хороша будет и простая инерционная катушка. Тут даже уметь забрасывать с инерционкой не нужно, потому что правильная ловля со стиком бывает, как правило, не далее полутора, много двух длин удилища перпендикулярно берегу, на котором стоит рыболов.
О ловле на стик много написано и сказано, а кто не в курсе, как это выглядит, тот может посмотреть один из многочисленных английских видеороликов. Остановлюсь здесь лишь на особенностях ужения карася. Выбор места — вообще наипервейшая задача в рыбалке, а в данном случае почти все упирается в него. Хорошо работать может крошечный пятачок, в то время как вокруг либо все очень плохо, либо совсем ничего. Помню, раз нашли карася возле впадения в речку какого-то родника. На дне разворачивались листья кувшинок, а за ними было что-то вроде канавки, и вот в этой-то канавке все и происходило.
Одно время я очень удачно ловил на выходе из ямы под плотиной пруда. Там отыскался участок с медленным, ровным течением и самой подходящей глубиной. Лучший результат был килограммов пять приличного карася. В принципе, можно было надрать там целый мешок, а потом лишних отпустить. Но зачем? Хорошего помаленьку.
Из насадок в моей практике особенно отличились кусочки червя, опарыш и (в теплой воде) перловка. Я время от времени слегка прикармливал молотой смесью и постоянно подбрасывал чуть-чуть того, что шло на насадку. Получалось, как правило, хорошо. Помню, правда, несколько случаев, когда карась предпочитал брать со дна и приходилось переделывать оснастку на стационарную. Кроме того, в некоторых ситуациях приходилось отказываться от стика в пользу «бальзы». Но это уже совсем другая история.
Автор: Дмитрий Баличев
Фото автора