Конец декабря и начало января — самое благодатное время для ловли щуки на Бурейском водохранилище. Если конец ноября и первые две декады декабря 2011 года принесли рыболовам одно разочарование, ибо щука по перволедью напрочь игнорировала любые приманки, и по этому поводу можно было услышать разные мнения, вплоть до утверждений о заморе рыбы от гниющей затопленной растительности и гумуса, то в новогодние и рождественские праздники 2012 года некоторые коллеги остались довольны своими результатами. Конечно, повезло в смысле уловов не всем, но на то она и рыбалка. Зато какая прекрасная погода стояла все эти дни! А чистейший воздух и заснеженные просторы Бурейского водохранилища, украшенного по берегам деревьями с ледовыми юбками?! Рыбалка здесь даёт человеку все, что нужно: умеренные физические нагрузки, прекрасный отдых и душевное спокойствие.
Малоснежная морозная зима начала года позволила быстро установиться прочному ледовому покрову, и сотни легковых автомобилей и лёгких грузовиков с рыболовами со всей Амурской области отправились в поисках рыбацкой удачи на Бурейское водохранилище.
Первые дни новогодних каникул мы провели на заливах Кузнечихи, а рождественские праздники — в районе скалы Собор, километрах в восьмидесяти от плотины Бурейской ГЭС.
Приятно быть в числе первых, года попадаешь на не обловленные еще места. Одно дело, когда рыбачишь вблизи посёлка Талакан, где всё «выбито» и шанс поймать хищницу весьма невелик, и другое дело, когда есть возможность поискать щуку за десятки километров от избитых мест.
Так было и в эти дни на Кузнечихе и у Собора.
Кузнечиха
Мы не первые, кто свернул в залив этой речушки. Вот рыбачок из талаканских таксистов облавливает симпатичный заливчик, на наших глазах извлекает из лунки килограммовую щуку, но мы без остановки продолжаем свой путь. Автомобильные следы уводят всё дальше в глубь залива. Справа по курсу затопленный лес. Казалось бы, отличные щучьи угодья. Останавливаемся и пробуем ловить. Проходит минут десять-пятнадцать, и ни у кого из нас троих нет поклёвок. Значит, не стоит здесь терять время, нужно двигаться дальше.
Минуем скалистый кряж правого берега Кузнечихи и сворачиваем в залив одного из ключей. Останавливаемся на подпоре. Здесь много затопленных деревьев. Правый берег подпора безымянного ключа пологий и только к устью переходит в крутые сопки, а левый берег скалист и более крут, хотя и здесь во льду много затопленных деревьев и плавника. Сначала пробуем ловить на подпоре, там мелко и много зелёных водорослей. Меняем место. Я перемещаюсь к левому скалистому берегу и пробуриваю первую пробную лунку. Глубина около трёх-четырёх метров, самая что ни на есть подходящая. И тут щука не заставила себя долго ждать. Первая поклёвка — и двухкилограммовая хищница забилась на льду, припудривая себя пушистым снежком. Пробуриваю ещё несколько лунок, облавливаю их быстро, чтобы не успевали замерзать. В итоге в моём активе оказывается шестнадцать щук. Неплохое начало сезона! Мои товарищи по рыбалке отличились в разной мере, но тоже остались довольны поездкой. Мы решили и завтра поехать сюда же.
Возвращаясь обратно, заприметили два симпатичных улова, которые ещё не были обловлены, и решили завтра начать именно с них.
Солнце ещё не взошло, а мы уже на месте. Улово, на котором мы остановились, довольно большое. Много затопленных деревьев и плавника. Щука здесь должна быть, вне всякого сомнения. Сверлю первую лунку. Похоже, что с глубиной не угадал, нужно передвинуться поближе к берегу. Делаю сразу четыре лунки, пока бур не обмёрз. Тщательно очищаю их от ледового крошева и из первой же поднимаю на лёд крохотного щурёнка.
Осторожно освобождаю его от тройника блесны и отпускаю обратно в воду с напутствием, чтобы привёл тятю, привёл дядю, привёл дядину жену, а сам перехожу к другой лунке.
Не успел пару раз взмахнуть удильником, как почувствовал солидную тяжесть и сопротивление приличной рыбины. Кто это был, я не знаю. Мне удавалось несколько раз подвести рыбу к нижней кромке льда но, поддаваясь напору невидимого соперника, приходилось снова стравливать леску, пока при очередной попытке завести в хищника лунку не случился сход. Жаль…
Тем временем, вернулся хозяин автомашины Алексей. Он облавливал соседнее улово и остался весьма доволен клёвом. Узнав, что у нас тоже дела идут неплохо, вернулся на своё место. Мы же с Сергеем продолжили рыбалку.
Чувствую резкий удар, а на блесне всего-то щурёнок граммов на 150. Отпускаю его обратно в лунку, а сам, только поправив порезанного щурёнком гольяна, опускаю снасть в лунку. Щурёнок, сделав пару кругов в раздолбленной пешнёй лунке, скрывается из виду и тут же ощущается поклёвка. Надо же, словно в знак благодарности за спасённое «дитя», — щука килограмма два-два с половиной.
Клёв во второй половине дня немного стихает, и я снова берусь за бур. Ага, щука, оказывается, есть, надо только поменять место или дать отдохнуть старым лункам. Было часа три, когда я подошёл к лунке, пробуренной у затопленной наклонной ветвистой берёзы, где глубина не более 2,5 метров, пришлось даже леску укоротить. Поначалу эта лунка была «мертва». Пробую обловить её сейчас. Ага! Долгожданная тяжесть на леске.
Поняв, что на крючок попал серьёзный противник и просто так он не сдастся, кричу приятелю Сергею, чтобы подбежал ко мне, прихватив фотосумку. Через несколько минут щука сдалась и позволила себя завести в лунку. Ого! Да в ней будет килограммов пять, не меньше! Мне этого уже достаточно, но время ещё есть, и мы продолжаем рыбалку.
Короток зимний день, быстро пролетело время, и пора возвращаться домой. На этот раз я поймал немало, мои товарищи поменьше, но тоже довольны.
Скала Собор
Выехали из Талакана 8 января в начале восьмого утра. При съезде на лёд встраиваемся в цепочку красных задних фонарей идущих впереди автомобилей. Ледовая дорога позволяет безопасно ехать на скорости до 100 км в час, нужно только соблюдать дистанцию.
Наша цель на этот раз — район памятника природы скалы Собор. Не больше часа пути, и мы уже на месте. Первое дело — завалить хорошую лесину, лучше всего сухую лиственницу, и запалить костёр, у которого можно и согреться, и скоротать полчаса до рыбалки.
С дровами в этом месте нет проблем. Прямая, словно корабельная мачта, без сучков на всём своём пятнадцатиметровом протяжении, лишь на вершине с жиденькими ветвями, лиственница после недолгой работы бензопилы с грохотом падает на лёд и раскалывается на две части. Отличная сушина! Через пять минут уже полыхает костёр, а с ним и морозное утро встречать веселее.
Я бурю пару лунок, предварительно обработав их устья пешнёй, чтобы дольше не обмерзали, а Алексей деловито подходит к одной из них и опускает датчик эхолота. Докладывает, что глубина три с половиной метра, но рыбы эхолот не показывает.
— Как бы не так, — думаю я. И говорю приятелю вслед: — Это мы ещё посмотрим.
Алексей не успел сделать и десятка шагов в сторону костра, как я с победным возгласом извлёк из «пустой» лунки килограммовую щучку.
— Алексей, врёт твой эхолот! — говорю я ему, и следом поднимаю вторую щуку.
— Выбрось свой эхолот, — кричу снова Алексею и показываю повисшую на блесне рыбину.
В прошлом зимнем сезоне эхолот Алексея на Чукчане показывал много рыбы, но она не ловилась, а тут? Нет, лучший эхолот — это махалка с живцом, и в этом меня никто не переубедит.
Начало рыбалки вполне обнадёживающее, тем более что щука начала клевать с рассветом, когда ещё солнышко не поднялось из-за сопок. Поймав на лунках у костра шесть щук, пробую обловить ближайшее соседнее уловце. В январе прошлого года я помал там красавицу на пять семьсот, но в этот раз оно не одарило меня ни одной поклёвкой.
Решил проверить ещё одно небольшое улово, которое было за скалистым мысом и в котором, если оно не обловлено, обязательно должна держаться щука. Автомобильные следы ведут вглубь залива, но один, «предательский», сворачивает именно к «моему» уловцу. Подхожу ближе. Весь плавник по краям заливчика обурен чуть ли не через каждый метр. Что делать? Раз уж пришёл, нужно попробовать. Прикидываю, что нужно забуриться подальше от старых лунок, так как уровень водохранилища всё время понижается, а старым лункам не меньше недели. Делаю свою первую.
Пять минут проверки на наличие рыбы дали положительный результат. Щука килограмма на два. Затем ещё четыре поменьше.
Я пробурил ещё три лунки в этом месте, но все они оказались пустыми, кроме одной, одарившей поклёвкой и килограммовой щукой.
Вернувшись к машине, делаю ещё три пробные лунки у самого скалистого мыса. Сразу же — поклевки. Прилов на обратном пути составил ещё четыре щуки.
Собрав щук в охапку, возвращаюсь к костру, где меня ожидает бутерброд с салом и термос с горячим чаем, заваренным камчатским шиповником. Этого вполне достаточно, чтобы перекусить в короткий зимний день.
Алексею и Сергею повезло за это время меньше, но ещё не вечер, и мы решаем тронуться в сторону дома, а по пути постараться найти улова, «где не ступала нога человека».
Эта задача, однако, оказалась не из лёгких. Везде по Бурее, пока мы ехали до залива р. Обдерган, к каждому приметному улову вели автомобильные следы. Поработал наш брат-рыбак в эти праздничные дни, как говорится, на славу, ничего не пропустил.
Обдерган
Знакомые очертания берегов. Я здесь бывал и на катере в летнюю пору, и зимой. Хочу отметить, что лишь один раз за всё время удачно отрыбачил на этой речке, хотя у местных рыбаков она пользуется заслуженным авторитетом.
Пробуем забуриться в улове неподалеку от устья. Улово свободно от плавника, но нет и следов рыболовов, а значит, есть шанс поймать рыбу. Однако поклёвок нет. Мы быстро смотали удочки, сложили буры, сели в машину, и, когда Алексей лихо развернул своего «железного коня» в сторону Буреи, я предложил не спешить домой, а проехать дальше к подпору, проверить, какая там обстановка.
Ближе к подпору Обдерган раздваивается на два ключика. Они, судя по затопленным лиственницам и берёзам, не так глубоки, здесь есть где разводиться гольяну и прятаться щуке. Почему бы не забуриться и не попробовать половить именно в этом захламлённом месте?
Но, мои приятели не спешат покинуть чрево автомобиля, изрыгающее тупую бухающую «музыку». Похоже, что они не верят в успех заключительной попытки. Что ж, дело хозяйское.
Я, оценив ситуацию, сверлю первую лунку. Мимо, глубина не более полутора метров. Делаю вторую лунку, отойдя от первой на десяток метров мористей. Ага, угадал! Глубина около четырёх метров. Настраиваю снасть на три метра и начинаю рыбачить. Не более десяти минут — и вот она, первая поклёвка. Щука весом килограмма два с половиной поднята на лёд.
Мои приятели, между тем, не дремали и всё видели. Их как ветром выдуло из тёплого салона автомобиля, и они яростно принялись забуриваться. Солнце уж коснулось вершин деревьев, но где-то с полчаса времени для рыбалки ещё было. Алексей, забурившись неподалёку от меня и не ощутив поклёвки, решительно направляется на глубину, к полузатопленной лесине, объясняя своё поведение желанием изловить монстра.
— Давай, давай, — подбадриваю я его и извлекаю из сумки фотоаппарат. — Готов засвидетельствовать твой триумф.
Словно услышав мои слова, пятнистая хозяйка лесины мёртвой хваткой вцепилась в алексеевскую снасть. Вижу, что мой приятель не очень скоро справится с соперницей, и успеваю скорректировать настройки фотоаппарата, а остальное уже дело техники.
С трудом, но все же сумел Алексей завести щуку в лунку, которая была совсем свежая и довольно большого диаметра, 180 мм. Красавица, да и только!
Алексей признался, что он впервые поймал зимой такой крупный экземпляр, и весьма доволен сегодняшней рыбалкой.
Мы сделали ещё по паре лунок, но в них поклёвок уже не было. На этом и завершили рыбалку. Выехав на Бурею, взяли курс на Талакан. Прямо по курсу склонялся к закату ярко-оранжевый диск дневного светила, за нами и впереди нас шли машины с рыболовами. Как день прошёл у них, мы не знали, но нам эта рождественская рыбалка запомнилась надолго.
Автор: Александр Терещенко
Фотографии автора
Эта статья была опубликована в интернет-газете Daily Fishing в январе 2012 года. Здесь она воспроизводится с разрешения автора и с согласия редакции DF.