Впервые я столкнулся с этой насадкой в одном из походов. Копаясь в сыроватой листве под прибрежными осинами в тщетной надежде найти пару червяков, я заметил кучку мелких опилок, высыпавшихся из отверстия в тонкой ветке на изогнувшийся ствол дерева. Поковырявшись лезвием ножа в отверстии, я заметил какую-то личинку, медленно исчезавшую в глубине хода. Чтобы извлечь ее, пришлось осторожно разрубить ветку.
Походив по лесу, мы со спутниками нашли еще по две-три личинки и уже на закате пустили их в ход. Поклевки не заставили себя ждать. Плотва хватала насадку с ходу. На каждую личинку удалось поймать по три-пять рыб. Улов мы чистили в сумерках на листьях прибрежных лопухов.
Личинки жуков-дровосеков: мягкие и ароматные
Потом я узнал, что это были личинки жуков-дровосеков. Чем меньше жук, тем мельче его личинка. У них, как и у всех живущих в дереве личинок, которых мы привыкли называть «короедами», характерный, специфический запах, привлекающий рыбу не хуже всяких ароматизаторов. Летом рыба клюет на них подчас охотнее, чем на традиционного опарыша.

Вообще, я заметил, что в период осторожного клева рыба предпочитает более нежную и мягкую насадку. Как-то я ловил привередливого карася. Клев был настолько вял, что из каждых двух-трех карасей, пробовавших насадку, попадался лишь один.
Карась подолгу стоял на месте, пробуя червя за самый кончик. Не помогли ни смена крючка, ни переход на растительные насадки. Тогда я подбросил карасям «бутерброд» с личинкой жука. Поплавок тут же уверенно пошел в сторону. На берегу я убедился, что крючок был заглотан основательно.
Конечно, стойкость к поклевкам у этих личинок меньше, чем у опарыша, но и их можно использовать неоднократно, особенно в составе «бутерброда».
Неплохой насадкой оказалась личинка и на течении, привлекая крупную плотву, густеру и леща. Не отказывались от нее также шемая, чехонь, язь.

Ловля на личинку дровосека в затопленных балках
На Юге России во многих запрудах, сооруженных в балках, есть мелкие участки с затопленным лесом. Погибшие деревья, десятилетиями стоящие в воде, становятся пристанищем насекомых, а рыба, зная об этом, постоянно крутится вокруг них. Вот тут-то и можно очень успешно ловить на мелких личинок дровосеков.
Для добывания «короедов» не мешает иметь с собой пилу и топор, но за их отсутствием личинок и летом, и зимой можно извлекать тонкой стальной проволочкой с «бородкой» на конце, наподобие обувной иглы.
Такая «игла» может пригодиться и для извлечения крупных «короедов» из тополей. В тополях скрываются личинки величиной с палец, и с помощью «иглы» их можно вытаскивать из ходов длиной более полуметра. У нас на юге они считаются лучшей насадкой на сома, а на кусочки их кожи прекрасно берет рыбец.
На многих горных речках Кавказа личинки дровосека из погибших или спиленных деревьев используются для ловли подуста и усача, а в высокогорных ручьях их с удовольствием хватает форель.
Автор: А.Гузенко
Эта статья Александра Гузенко была опубликована в номере 2/2000 «Российского рыболовного журнала». Воспроизводится по материалам редакционного архива.