Тихий летний вечер. После теплого дождя воздух наполнен испарениями. Кажется, что нечем дышать. Рубашка липнет к телу. И начинается небывалый жор — нет, не рыбы, а комаров. Тысячи и тысячи крылатых бестий появляются над озером и набрасываются на рыболовов. «Патентованные средства» не помогают, руки и лицо покрываются волдырями.
Как же далеко все это от идиллии, которая представляется человеку, пишущему рыболовную статью в уютном кабинете! Вот вам противоречие: между правильной теорией и правильной практикой. Мы говорим, что теория без практики мертва, что разработки, ведущиеся без учета практики, часто бесполезны. Но ведь и ту теорию, которая соответствует практике, нужно еще применить. Нужно, чтобы конкретный рыболов, изнемогающий от жары, духоты и комаров, проделал все как следует, проделал тщательно, осмысленно, с уверенностью в успехе.
Сколько раз, анализируя на досуге наиболее примечательные выезды на рыбалку, я укорял себя за то, что действовал не по правилам. Ну чего мне стоило поступить вот так, а я сделал все наоборот. Нет уж, вот поеду в следующий раз, и тогда… И начинаются мечты, от которых дух захватывает.
Но приходит следующий раз, проза жизни безжалостно развеивает мечты, и я скатываюсь на наезженную дорожку — путь наименьшего сопротивления. Как бы всё поскорей да попроще. Эксперимент, запланированный на сегодня? Новая оснастка? Все это может и подождать — даст Бог, еще поездим, а пока что-то и я не в форме, и погода не ахти, и вообще…
Сменить блесну, поставив такую же, но потяжелее, чтобы она достигла нужного слоя воды, где, наверное, стоит рыба? Да ладно, может, и эта сработает. Что из того, что я только вчера в разговоре с кем-то убедительно расписывал, как от нескольких граммов может зависеть успех или неудача? Одно дело там, другое — тут.

Такой вот внутренний саботажник сидит в каждом из нас. Другой вопрос, какая свобода ему предоставлена. Если мы можем вовремя перекрыть поток его доводов, как перекрываем воду краном, все в порядке. Если нет, плохо дело.
Изнеженность, привычка к комфорту, готовность капитулировать перед самыми незначительными трудностями и склонность откладывать все на потом… Не эти ли черты способствуют росту популярности платных карповых и форелевых прудов? Получить все сразу на блюдечке, были бы деньги. Пожалуй, это стремление характерно для всей современной жизни. Ну, хорошо, получил — а дальше что? От результата удовольствие минимально, основное удовольствие всегда от процесса. Рассматривая процесс как скучную прелюдию, не стоит потом удивляться, что и результат не особенно радует.
Готовность заниматься длительной подготовительной работой, которая была свойственна многим рыболовам в старые добрые времена, постепенно становится редкостью. Терпение выходит из моды. Все больше и больше людей программируются на мгновенный успех — и раздражаются, когда он к ним не приходит. Отсюда рост популярности примитивных видов рыбалки, требующих минимального количества операций и навыков — и минимального умственного напряжения. В частности, это спиннинг в его простейшем варианте и ловля рыбхозовских карпиков.
Многокилометровые экспедиции на весельной лодке к отдаленным коряжникам с их щуками и судаками, трудоемкая ловля на кружки, расчистка мест ловли карпа, линя и карася и их многодневное прикармливание… Такие предприятия, столь привычные для людей старой закалки, не очень-то привлекают типичного современного рыболова. Но ведь именно в них сконцентрирована большая часть того, ради чего мы вообще занимаемся рыбалкой. Рыбу можно купить в магазине или на рынке — за удовольствие же от рыбалки надо платить трудом. Вытаскивать без труда рыбку из платного пруда очень скучно. Куда интереснее рыбка из дикого водоема, за которой стоят и тяжелый труд, и комары, и много чего другого. Но, чтобы понять, что вот это всё и есть рыбалка, нужно немного поработать головой.
Автор: Д.Баличев
Фото Ю.Баличева
Это «Слово редактора» было опубликовано в номере 3/2000 «Российского рыболовного журнала». Воспроизводится по материалам редакционного архива.