Ночное уженье лещей и язей (замѣтки рыбака)

Уженье рыбы ночью имѣетъ много горячихъ поклонниковъ. Это обыкновенно страстные или, какъ говорится, завзятые рыбаки, которые идутъ на рѣку не для того, чтобы только убить время, а съ цѣлью удовлетворить страсть, которая нерѣдко заполняетъ все существо охотника и лѣтней ночью не даетъ ему спать, тянетъ его на лодку, куда-нибудь въ угрюмый глубокiй омутъ со свѣсившимися надъ нимъ плакучими ивами. Здѣсь на завѣтномъ, прикормленномъ мѣстечкѣ ждутъ его жирные, неповоротливые, своеобразно причмокивающiе лещи или сангвиники-язи, долго бушующiе на удочкѣ и нерѣдко оставляющiе рыболову на память только жалкiе остатки лесы.

Ночью клюютъ всякiя рыбы: лещъ, язь, голавль, щука, судакъ, налимъ и даже иногда надоѣдливый ершъ. Впрочемъ, сейчасъ мы не будемъ говорить о ловлѣ другихъ рыбъ, а ограничимся только ночнымъ уженьемъ лещей и язей.

Лещей ночью мнѣ приводилось ловить на удочку много, но только въ р.Казанкѣ (протекаетъ по Казанскому уѣзду), въ двухъ мѣстахъ ея — въ омутѣ мельницы при с.Савиновѣ и въ омутѣ же Шушарской мельницы.

По моимъ наблюденiямъ, лещъ лучше всего клюетъ въ лунныя ночи конца iюня и начала iюля. Клевъ обыкновенно начинается около 11–11½ часов, т.-е. когда луна поднимется достаточно высоко и продолжается до разсвѣта, при чемъ съ разсвѣтомъ клевъ иногда ослабѣваетъ, а иногда перестаетъ совсѣмъ, точно въ водѣ нѣтъ ни одной рыбки. Клюетъ лещъ и иногда клюетъ очень хорошо и въ безлунныя лѣтнiя ночи. Какъ и при лунѣ, клѣвъ большею частью начинается часовъ въ 11 и продолжается до разсвѣта, когда обыкновенно въ клевѣ наступаетъ перерывъ часа на 1½–2, а то и до слѣдующей ночи.

Будетъ клевать или нѣтъ — это въ большинствѣ случаевъ можно узнать потому, «плавится» лещъ (выходитъ на поверхность воды) или нѣтъ. Если хорошо «плавится», то, по всѣмъ вѣроятiямъ, клевъ будетъ.

рыболов-любитель журнал 1907 год

Удить нужно на прикормленныхъ мѣстахъ, такъ какъ къ нимъ рыба привыкла и постоянно сюда заходитъ. Если ловятъ съ лодки (ночная ловля съ берега неудобна), привязываясь къ воткнутымъ въ дно шестамъ, то шесты или колья надобно поставить лучше дня за два до начала ловли, чтобы прiучить рыбу къ мѣсту. По моимъ личнымъ наблюденiямъ, клевъ лещей ночью лучше на относительно глубокихъ мѣстахъ, напр., аршинъ отъ 6 до 8 и даже немного больше. Клюетъ лещъ, какъ показываетъ практика, и на песчаныхъ косахъ, въ особенности если по близости есть хорошая яма, и близъ крутыхъ глинистыхъ или илистыхъ береговъ. Очень хорошо, если невдалекѣ отъ мѣста уженья будутъ въ водѣ большiе кусты (затопленные), коряги, затонувшiе стволы деревьевъ, такъ какъ такiя мѣста рыба, а въ томъ числѣ и лещъ, любитъ и держится въ ниъ и около нихъ, спасаясь отъ бредней и неводов, съ которыми промышленники, боясь задѣть и порвать снасть, обыкновенно тщательно обходятъ такiя «крепкiя» мѣста. Въ высшей степени желательно, чтобы дно на избранном мѣстѣ было ровное (если имѣется некрутой скатъ въ сторону ямы, то это ничего), чтобы на тѣхъ мѣстахъ, гдѣ будутъ лежать удочки — не было ямокъ, такъ какъ въ противномъ случаѣ насадка, попавъ въ такую небольшую ямку, можетъ быть совсѣмъ непримѣтна для рыбы.

Мѣста мелкiя, напр., аршина въ 3–4 глубиной, для ночного уженья леща, по моему, непригодны. Конечно, въ томъ случаѣ, если на сравнительно большомъ протяженiи нѣтъ более глубокихъ и подходящихъ мѣстъ, а лещъ здѣсь водится, можно удить и на 3-хъ аршинной глубинѣ и лещъ будетъ клевать, но гдѣ есть болѣе глубокiе плесса, на мелкомъ мѣстѣ лещъ клюетъ ночью развѣ только случайно, мимоходомъ, а этого очень долго ждать.

Прикормку при ловлѣ ночью нужно опускать заблаговременно, часа за 2–1½ до начала ловли. Прикормкой для леща могутъ служить распаренный овесъ или другiя хлѣбныя зерна, конопляные жмыхи (избойни, дуранда), смѣшанные съ отрубями или ржаной мукой. Количество корма зависитъ отъ того, много ли в данномъ раiонѣ рыбаковъ. Когда рыбаковъ много и выкидываютъ они корма изрядно, то приходится считаться съ этимъ и самому бросать корма не меньше ихъ. Гдѣ же рыбаковъ мало и рыба не избалована, смѣло можно ограничиться на разъ фунтами 1 1/2 распареннаго овса, смѣшаннаго съ такимъ же количествомъ отрубей. Для запаха не мѣшаетъ прибавить въ прикормку одну–двѣ столовыхъ ложки коноплянаго масла. Прикормку нужно кидать съ такимъ расчетомъ, чтобы она опускалась на дно около того мѣста, гдѣ лежатъ удочки. При стоячей водѣ или при очень тихомъ теченiи кормъ кидается обыкновенно въ разбросъ, а для быстрой воды смѣшивается въ комки величиной съ большое яблоко, при чемъ для большей тяжести къ комкамъ примѣшивается песокъ, глина или илъ.

Ловятъ ночью лещей и «съ руки», безъ наплава, и съ наплавком (для ловли въ безлунныя ночи наплавки обыкновенно окрашиваются въ бѣлый цвѣтъ), и съ колокольчиками. На мой взглядъ, удобнѣе всего ловля «съ руки». Правда, въ такомъ случаѣ приходится ловить всего только на одну удочку, но дѣло въ томъ, что такая ловля большею частью бываетъ гораздо удачнѣе, чѣмъ при другихъ способахъ. Наплавки, даже бѣлые, ночью обыкновенно видно очень плохо, а когда приходится слѣдить сразу за нѣсколькими удочками съ еле примѣтными наплавками, то возможны очень непрiятные «оптическiе обманы», въ результатѣ которыхъ или прозѣваешь клевъ или подсѣчешь рано и наколешь рыбу, а при ловле леща накалыванiе иногда можетъ испортить всю ночь: какъ извѣстно, лещъ — рыба стадная и вотъ бросится въ сторону отъ боли наколотый лещъ, а за нимъ вся стая. Клевъ оборветъ, оборветъ иногда до слѣдующей ночи. А если накалывать часто, то можно такъ напугать леща въ данномъ раiонѣ, что он не особенно будетъ прельщаться и хорошей прикормкой. Колокольчики при уженьѣ ночью не могутъ быть вѣрными показателями, такъ какъ нерѣдко лещъ, взявъ насадку (въ особенности въ лунныя ночи) поднимается наверхъ «плавиться», не только не натягивая, но, наоборотъ, ослабляя лесу. Рыба заклевала, а колокольчикъ безмолствуетъ, вводя рыбака в заблужденiе. Совсѣмъ иначе обстоитъ дѣло, когда ловишь на одну удочку «съ руки». Удилище при этомъ не должно быть особенно длинно, лучше всего аршина въ 2, maximum въ 2 1/2. Лесы должно быть распущено столько, чтобы грузило лежало на днѣ какъ разъ противъ подсѣчки безъ слаби (чтобы натянутая грузиломъ леса и удилище образовывали прямой уголъ). Удилище нужно держать въ рукѣ такъ, чтобы оно не прикасалось къ бортамъ лодки, обхватывать рукой не крѣпко, а слегка, и притомъ брать его въ томъ мѣстѣ, гдѣ приходится точка равновѣсия. При соблюденiи этихъ условiй не пропустишь ни одной, даже самой слабой поклевки. Когда лещъ беретъ насадку и идетъ наверхъ «плавиться», всплеснуться, это сразу узнается по тому, что комель удилища, бывшаго въ состоянiи устойчиваго равновѣсiя, начинаетъ медленно опускаться и леса сильно ослабѣваетъ. Въ такомъ случаѣ требуется энергичная размашистая подсѣчка, чтобы ослабѣвшая леска натянулась и крючокъ хорошо впился въ губу или нёбо рыбы. Нерѣдко при такомъ характерѣ клева бываетъ, что лещъ засѣкается уже на самомъ верху, выйдя на всю длину лесы. Мнѣ извѣстно нѣсколько случаевъ, когда лещи, взявъ насадку и выплеснувшись изъ воды, засѣкались сами. Тащить рыбу при засѣканiи на верху гораздо труднѣе, чѣмъ тогда, когда засѣкаешь ее на днѣ, такъ какъ въ такомъ случаѣ она сильно бьется и упирается.

При уженьѣ ночью на лодкѣ нужно соблюдать наивозможную тишину, въ особенности надо избѣгать стучать въ дно лодки, такъ какъ стукъ легко передается водой и имъ сильно можно напугать такую осторожную рыбу, какъ лещъ, которая уйдетъ съ подозрительнаго мѣста на глубокую яму, изъ которой ее, напуганную, не скоро выманишь никакими прикормками. И чѣмъ производится ловля на болѣе мелкомъ мѣстѣ, тѣмъ рыбакъ долженъ быть осторожнѣе.

Что касается насадки, то лещъ клюетъ ночью на то же, на что клюетъ и днемъ. Напр., въ Савиновѣ клевалъ и клюетъ исключительно на червяка — навознаго и земляного, предпочтительно на послѣдняго. Червей на крючокъ обыкновенно наживляется нѣсколько штукъ — 3–4, рѣдко болѣе. Я помню нѣсколько случаевъ, когда лѣщъ попадался на личинку майскаго жука. Въ Шушарскихъ водахъ лещъ клевалъ и на червяка и иногда, – замѣчу: въ общемъ нерѣдко, — и на мякишъ ржаного хлѣба, а были случаи, что клевалъ и на кусочки бѣлаго тѣста, смѣшаннаго съ конопляными жмыхами.

Лесы для ночного уженья лещей надобно брать самыя прочныя, такъ какъ, съ одной стороны, ночью клюютъ главнымъ образомъ крупные экземпляры (лично я больше 5–5½ ф. не ловилъ, но моимъ знакомымъ при мнѣ въ Савиновскомъ омутѣ попадались экземпляры въ 8, 10 и даже 12 фунтовъ), а съ другой — ночью, а въ особенности безлунной — подсачить рыбу трудновато и обыкновенно прежде, чемъ возьмешь ее въ сачокъ, она на верху изрядно побьется, и если леска не особенно прочна, то много шансовъ на то, что съ рыбой придется проститься; и такiе случаи съ неопытными рыбаками бывали и бываютъ нерѣдко.

Клюетъ ночью въ общемъ рѣже, чѣмъ утромъ, но зато хорошо то, что насадку не портитъ мелочь. Впрочемъ, случается, что лещъ ночью беретъ такъ часто, что, какъ говорится, едва успѣваешь закидывать. Бываетъ, что вышедшiй на поверхность воды лещъ схватываетъ насадку, едва она упадетъ въ воду. Замѣчено, что когда бываетъ такой «жоръ», клюютъ больше мелкiе экземпляры — фунта на 2–1½ и менѣе, но рѣдко меньше 1–¾ фунта. Объясняется такой «жоръ» тѣмъ, что на кормъ къ мѣсту ловли подошла большая стая, въ которой большинство «подростки». Мнѣ и моимъ компаньонамъ по рыбной ловлѣ не одинъ разъ приходилось за 3–4 ночныхъ часа брать на 2–3 удочки болѣе пуда такихъ «подростковъ».

Слѣдуетъ замѣтить, что клевъ леща ночью вообще очень вѣрный, «безъ всякаго обмана».

Въ заключенiе замѣчу, что клевъ леща ночью бываетъ какъ-то годами: въ одинъ годъ беретъ только ночью, а утромъ хоть не лови, а въ другiе — преимущественно утромъ и притомъ иногда довольно поздно — часовъ въ 5–6 и даже позднѣе.

Переходя къ описанiю ночного уженья язя, прежде всего замѣчу, что язь клюетъ собственно не глухой ночью, «когда все засыпаетъ», а съ вечера, когда наступитъ темнота, а затѣмъ передъ свѣтомъ. Часовъ въ 12 ночи, когда можетъ быть самый разгаръ ночного уженья леща, язь почти никогда не клюетъ или клюетъ крайне рѣдко. Что касается выбора мѣста для ловли язя, то въ тихихъ запруженныхъ рѣкахъ клюетъ онъ ночью, какъ и лещъ, на сравнительно глубокихъ мѣстахъ, съ крѣпкимъ глинистымъ дномъ, съ разбросанными по нему глыбинами упавшаго берега, съ крѣпями изъ коряжника, затонувшихъ деревьев, лежащими невдалекѣ отъ облюбованнаго мѣста. Это — любимыя мѣста язя. На быстро же текущихъ рѣкахъ язь хорошо клюетъ и на пескѣ, въ особенности же смѣшанномъ съ крупнымъ хрящомъ или галькой, при чемъ клюетъ и на небольшой глубинѣ въ 3–3½ арш.

Мѣсто для рыбалки, какъ и всегда, слѣдуетъ выбрать заблаговременно, хорошенько изслѣдовавъ дно и опредѣливъ, гдѣ слѣдуетъ поставить шесты для привязыванiя лодки. Самое лучшее (это относится и къ ловлѣ леща) ставить постоянные приколы, а чтобы ихъ не вынули и не выбили, слѣдуетъ колья выбирать потолще и забить ихъ возможно крѣпче, лучше всего деревянной колотушкой.

Лучше всего язь клюетъ съ весны, сейчасъ же по спадѣ вешней воды. Это — время жора его, продолжающееся обыкновенно недѣли двѣ, при чемъ клевъ наилучшимъ является въ срединѣ этого перiода, а затѣмъ слабѣетъ все больше и больше. Въ iюлѣ язь въ большинствѣ случаевъ клюетъ уже рѣдко, и клевъ его поэтому носитъ случайный характеръ.

Прикормкой для язя могутъ служить распаренныя зерна пшеницы, овса, смѣшанныя въ равныхъ частяхъ съ жмыхами и съ мукой или отрубями. Въ тихой водѣ прикормку можно кидать вразбросъ или комками, а на сильномъ теченiи опускать въ мелкоячеистой сѣткѣ, называемой въ Казани «кормушкой» и спускаемой съ лодки на шнурѣ. Прикармливать рыбу нужно начинать за нѣсколько дней до начала охоты. Передъ самой ловлей нужно тоже бросать извѣстное количество корма.

Язь клюетъ ночью со дна на разныя насадки: въ тихихъ рѣкахъ съ весны лучше всего на личинку майскаго жука, недурно клюетъ на нѣсколько земляныхъ червей, а также и на хлѣбъ и иногда на кусочки коноплянаго жмыха. На быстромъ теченiи клюетъ на личинку майскаго жука, на земляного червяка, на размоченный горохъ, на бѣлый хлѣбъ и кусочки бѣлаго тѣста.

На тихой водѣ клевъ язя ночью тихъ: обыкновенно клюнетъ раза два и начинаетъ немного тянуть. Слѣдуетъ дать ходу, чтобы рыба забрала насадку съ крючкомъ получше, и затѣмъ хорошенько подсѣкать. На сильномъ теченiи клевъ, наоборотъ, очень сильный и притомъ непродолжительный. Силенъ онъ настолько, что если удилище въ рукѣ держатъ слабо, то язь вырветъ его и утащитъ за собой. Это было со мной нѣсколько разъ, когда я лѣтомъ 1898 г. рыбачилъ въ Семипалатинскѣ на протокѣ Иртыша, называемомъ Семипалатинскимъ. Вслѣдъ за сильной поклевкой, отъ которой гнется даже не особенно гибкая удочка, рыба сильно тянетъ лесу за собой. Чтобы рыба преждевеменно не накололась о крючокъ и не «выплюнула» насадки, сiю же минуту вслѣдъ за поклевкой нужно «дать ходу», подавъ удилище впередъ, а затѣмъ, когда чувствуется, что рыба тянетъ — засѣкать. Ночью обыкновенно клюютъ крупные язи — фунта въ 2, 3, 4. Мелкiе экземпляры ночью берутъ очень рѣдко. Имѣя это въ виду, для ночного уженья язей необходимо брать самыя прочныя, самыя надежныя лесы. При выниманiи рыбы изъ воды не слѣдуетъ торопиться и сильно волноваться, разсчитывая каждое свое движенiе. При нервныхъ, порывистыхъ и торопливыхъ движенiяхъ, при горячкѣ, всегда больше шансовъ на то, что такая бойкая рыба, какъ язь, уйдетъ, минуя сачокъ рыболова. А тогда… испорчено настроенiе, пропали часы ожиданья.

Въ заключенiе настоящихъ замѣтокъ позволю себѣ сказать, что ночное уженье — одинъ изъ лучшихъ видовъ рыбной ловли. Во-первыхъ, — ночью меньше рыбаковъ — мимо васъ не снуютъ люди, которые плескомъ своихъ веселъ во всякомъ случаѣ не приманиваютъ рыбу. Во-вторыхъ, не одолѣваетъ мелочь — плотва, ерши, пискари, отъ которыхъ иногда утромъ нѣтъ отбою и которыя обыкновенно портятъ насадку, не давая взять ее крупной рыбѣ. Это одна сторона, а чего стоитъ природа — эта лѣтняя ночь, заливающiйся въ вербахъ соловей, это бодрящее дыханiе ночного вѣтерка, эти не передаваемые никакой кистью тоны приближающагося разсвѣта?..

В.К.Никольскiй

Эта статья перепечатана из журнала «Рыболовъ-любитель» за октябрь 1907 года.