Все чаще и чаще приходится слышать от любителей рыбной ловли такие слова: «Рыбы не стало, не клюет совсем… Экология не та… Чахнет природа…». Но задавался ли кто более глубоким вопросом: «Почему?»
Кто-то сразу скажет: «Тут и так все ясно — химия, радиация кругом, чуть ли не каждый третий стал рыбаком, вот и рыбы нет, гибнет, пропадает, бедная».
В какой-то степени с этим нельзя не согласиться.
Действительно, через средства массовой информации то слышишь, то читаешь: «Завод такой-то сбросил в окружающую среду производственные отходы, превышающие норму в 100, в 200, в 1000 раз». А там — утечка фенола или нефти, там еще что-нибудь смертоносное, простирающее свое жало по катастрофически мелеющим речушкам. Что и говорить, похожих «чернобылей» в каждой области хватает, и время от времени они напоминают о себе. А тут — «добренькие» дядечки с «электроудочками» дорвались до бесплатного.
Создается такое впечатление, что человек объявил природе самую настоящую войну, брань. И печально то, что ему удается вести ее со значительным превосходством и успехом.
Вспомните рыбалку лет 10–20 назад, а то почитайте Сабанеева или Аксакова, Комарова или других. Кого ловили в те времена, каких и по сколько? Тоскливо становится, не правда ли?
Пройдет еще немного времени, и по всему миру пронесется страшная весть: «В реке N была выловлена последняя рыба на Земле».
Но, помимо описанной, есть еще иная человеческая брань — невидимая, духовная, индивидуальная. И она-то, как я считаю, пострашнее предыдущей.
Я очень люблю природу — наши бескрайние оренбургские степи, леса, речушки, озера, любуюсь закатом и восходом солнца. Цветы, птицы, букашки — все это так радует сердце и душу, и не можешь не восхищаться величием того Художника, который написал всю эту замечательную картину.
Общаясь с природой, забываю о мирских проблемах и суете; душа, погружаясь в молитву, еще более начинает чувствовать вездеприсутствие Божие.
Как это сладко — природа, тишина… ты и рядом Бог… и вдруг… Словно автоматной очередью выплескивается из чьих-то скверных уст сгущенная табачным дымом нецензурная брань. И все это блаженство, мир, тишина тут же уносятся в далекую неизвестность, растворяясь в современной реалии. А они — мерзкие слова — все еще звучат и звучат, то тут, то там.
Сколько бы ни беседовал с рыбаками, ни объяснял, ни просил, все бесполезно — не понимают или не хотят понимать — «лишь бы мне было хорошо…».
Но почему, скажите, должны слушать «матерщину» те, кому это противно, или дышать бесовским дымом — табаком, никотином — те, кто не курят? Почему это должна терпеть безвинная и (теперь) хрупкая и больная природа? Ведь терпение ее не бесконечно.
Неужели мы не видим и не понимаем, что она, природа, шаг за шагом сдает свои «позиции» перед неумолимым монстром — человеком?
Кто-то спросит: «Что особенного и страшного в том, что я курю и матерюсь? И вреда то никакого, если только мне самому…». Но тогда я отвечу тому, кто не знает.
По учению Православной Церкви, человек курящий и сквернословящий губит свою душу, ибо оскверняет, сжигает и травит ее этим. А во время этого действия он создает вокруг себя мертвую зону. Вытравливанию и осквернению подвергаются как сам человек, так и все его окружение, будь то люди, будь то рыбка, травка или цветочек какой.
Человек пошел на брань не только на себя и природу, но и на создавшего все — Бога. А за это и отнимается от нас постепенно все то, что было когда-то сотворено в Первозданной красоте Господом и подарено людям.
Поэтому хотелось бы посоветовать: прежде, чем браться за удочки, охотничьи принадлежности и ружья, нужно себя воспитать, нужно научиться любить окружающих и беречь окружающее.
Автор: священник Виктор Михин
Фото автора
Эта статья была опубликована в первом номере «Российского рыболовного журнала» за 1999 год. Воспроизводится по материалам редакционного архива.